суббота, 6 августа 2016 г.

7 дней творения - день второй

К своему великому стыду, я задержалась с продолжением чудесного проекта "7 дней". Но жизнь сама подтолкнула к продолжению. Артур после недавних наших экстремальных приключений очень сильно стал бояться всяких неожиданностей погоды - дождя, ветра, даже облака рассматривает, как тучи. И тут я вспомнила про второй день сотворения мира, ведь именно небо создавал Бог. И пришла пора подробно поговорить о нем. Мы собрались с детьми на даче в беседке и прочитали строки из Библии: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй»
Когда зашла речь про твердь, я спросила, что же это может быть? Конечно, сперва дети предположили сушу. Но оказалось, что это небо! А что за вода вокруг него? Трактовать это можно по разному, но мы пошли самым доступным и простым путем - вода - облака, тучи. И вот настал черед понять, почему небо - твердь, и какого оно цвета. Для детей было очевидным, что небо голубое, что оно из воздуха, а потому не твердое, пощупать его нельзя. Но мы сегодня решили перевернуть все понимание мира и первым делом поймали воздух в простой полиэтиленовый пакет!

И начались чудеса! Оказывается, когда воздуху некуда деваться, то его даже можно пощупать! А еще выяснилось, что он прозрачный. Так почему же небо кажется голубым? Оказывается, что солнечные лучи, проходя через воздух разбиваются на красные (оранжевый, желтый. красный) и синие (синий, голубой, фиолетовый, зеленый). Красные не рассеиваются и напрямую идут на землю, а синие рассеиваются в воздухе и окрашивают его! Каждый рисует свое небо.
А что есть в небе? Облака! Из ваты дети делают их на своем небе.
Пока делаем облака узнаем, что они бывают слоистые (слоем покрывают небо), кучевые (как пушистые кучи) и перистые (как перышки). Облака бывают смешанными, но в эти детали детям пока рано вдаваться. Родион старался делать перистые облака.
У Артура получились кучевые.
Кристина тоже сделала кучевые облака.
Приглашаю детей в прогулку по облакам.
Дети идут по ним, прыгают, бегут.
А потом я спрашиваю: "А можно ли на самом деле ходить по облакам?" Нет. А почему? Что же такое облака? Чтобы понять. как получаются облака, мы отправляемся на кухню. В банку наливаем кипяток и закрываем крышкой, на которой лежит лед. Пар от воды начинает подниматься, получается облако. А потом появляются капли воды - конденсат.
Итак, облако - это пар. Земля и вода на земле нагревается, вода испаряется, поднимается в небо. А потом начинает охлаждаться. Капли воды собираются в облаках, когда они становятся тяжелыми, то проливаются на землю дождем. И, конечно, ходить по облакам не получится. Интересно, а почему облака бывают белые, а иногда в середине немного серые и почему тучи серые или вовсе черные? Мы с детьми берем лист бумаги - облако и фонарик - солнце. Светим фонариком через лист бумаги. Он просвечивается и кажется белым снизу.
То же самое и с облаком. Солнышко его просвечивает, тогда облако кажется белым. Но если облако становится больше, то солнышку не везде удается его просветить, потому местами оно становится сероватым. Потом мы добавляем побольше листов бумаги, пока, свет фонарика перестает и вовсе проходить через них. Так получается туча. Она большая и в ней много воды, потому она не пропускает солнечный свет. Небо, затянутое тучами становиться почти черным.
А как облако превращается в тучу? Мы берем кусок ваты - облако. И начинаем в него заливать воду из шприца.
Периодически поднимаем облако, смотрим, когда оно прольется. И наконец-то пошел дождь!
Именно так, постепенно вода накапливается в облаках, и те превращаются в тучи, а потом проливаются дождем на землю. Еще один вариант дождика - поролоновые мочалки.
Рисуем дождик. Осваиваем линии-штриховки.
Вот так получилось у Родиона.
Когда проходит дождик в небе бывает радуга. Она получается, когда белый солнечный свет, проходя через капельки воды разбивается на все семь (точнее больше) цветов радуги. Мы организовываем свою радугу в тазике. Для этого нужно под углом расположить зеркало в тазу с водой и словить солнечный луч.
Обращаю внимание детей на небо. Облака стоят на месте или движутся?
- Двигаются!
А почему?
- Их двигает ветер!
Мы становимся ветерками и начинаем двигать свои облака - кусочки ваты. Какой ветерок мощнее?
Что же такое ветер? Это движущейся воздух. Когда теплый и холодный воздух встречается, то холодный начинает толкать теплый, так получается ветер. Чем сильнее разница температур, тем сильнее ветер. Мы играем с детьми под стихотворение Татьяны Лило.

По дворам гуляет ветер:
Тронет всё, что только встретит!
Звякнет тем
И скрипнет этим,
Зашуршит,
Сорвёт,
Завертит!..
Чуть назойлив,
Любопытен –
Он охотник до «открытий»!
Если кто открыл окошко,
Да ещё и дверь немножко –
Тут же:
Скри-и-ип!..
Шшшур-шур!..
Звяк-звяк!..
- Ветер, ты?..
- У-гууууу,
Сквоззз-няк!


Дети звякают, скрепят, шуршат.... В общем выполняют все, о чем говорится в стихотворении.
Ветер бывает разный по мощности. Мы условно поделили на легкий ветерок, бриз, бурю и ураган. Учли и безветренную погоду. Дети изображали деревья. Стояли не двигаясь, если ветра не было. Качали ладошками-листочками, если был легкий ветерок.
В бриз качали ветками-руками.
Сильно гнулись в бурю.
 И падали в ураган.
Мне оставалось только называть вид ветра и путать детей))).
А что же такое ураган? Как он выглядит? Мы создали водоворот в тазике, на примере воды, продемонстрировав ураган в воздухе.
Сильный ураган получается, когда сталкиваются большие массы теплого и холодного воздуха с большой разностью температур. Обычно это свойственно прибрежным морским и океаническим территориям, хотя иногда ураганы добираются и глубже. Столкновение горячего и холодного воздуха мы попробовали смоделировать на примере вентилятора и фена. Направляя потоки воздуха друг на друга, мы искали между ними точку, в которой возникнет вихрь и подбрасывали туда клочки бумаги. Если все верно нащупать, то бумажку поднимает вверх и начинает вертеть. 
А потом мы решили рисовать ветер. Конечно, интереснее всего было рисовать ураган. Только Кристина взялась изображать бриз. Он на ее картине в виде черных пятен).
Я просила нарисовать существо "ветер". У Радика ураган получился вот таким - черно-зеленым.
А у Артура с кучей глаз, ртом и зубами, перекусывающими деревья.
Так как Артур боится урагана, то я спросила, что он хочет сделать с рисунком. Сын уверенно заявил: "Подарить папе!" 
Напоследок мы смастерили с детьми ленточные ветерки из полиэтиленового пакета. Дети с ними бегали по участку, заставляя развиваться.
А потом поместили на балконе, чтобы наблюдать за силой ветра и его направлением. За одно выяснили, что чем выше, тем сильнее ветер.
Вот так мы познакомились с небом - той самой таинственной твердью, которую создал Бог во второй день.
Первый день сотворения мира можно посмотреть здесь.
Отправляемся с нашим вторым днем в проект "7 дней"
http://bocnumamel.blogspot.com.by/2012/07/7.html

16 комментариев:

  1. Настоящая игровая энциклопедия природы у вас получилась! Теперь ребятишки не забудут День Второй, потому что представляют его: пощупали своими руками, нарисовали, провели наблюдения и эксперименты. Здорово! Даю ссылку на вашу статью в соцсети и, самое главное, в специальное окошко блога "ВоСпиТаТель", которое открыла для вашего участия в проекте "7 Дней". Замечательные дополнения вы с детьми вносите в этот проект. Спасибо. От себя и от имени других мам и воспитателей, которые смогут воспользоваться вашим опытом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, большое спасибо! И огромное спасибо за идеи и поддержку. Я оказалась не очень ответственным исполнителем))), но буду стараться не очень затягивать дальше, ведь впереди еще столько интересного!

      Удалить
  2. Спасибо, Аннушка. Сегодня гостит внученька, попробуем смастерить облака. Сначала после дневного сна пойдем на прогулку, будем наблюдать, благо, погода располагает к тому

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо, я буду очень рада, если наши игры найдут отражение в ваших занятиях с Миланой.

      Удалить
  3. Аня, как замечательно. Вот только в такой форме обучения дети до 7 лет усваивают материал на "все 100". Было бы глупо, если бы детей посадили за стол и стали все это рассказывать без сопровождающих экспериментов. Просто класс. Мама умница.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, спасибо, скажу честно, я сама именно в такой форме все лучше усваиваю. Бывает, что прочла, вроде поняла все, придумала игру и как будто через себя пропустила, все становится таким понятным и простым).

      Удалить
  4. спасибо за ссылку на такой замечательный проект

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алиса Сергеевна, проект действительно чудесный, будет просто замечательно, если вы его сможете провести со своими детьми.

      Удалить
  5. Аня, как всегда - увлекательнейшее времяпрепровождение. Полный опытов и открытий день)Спасибо, что делишься своими неиссякаемыми идеями. Было интересно читать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо тебе! Опыты - это всегда очень увлекательно, а еще, оказывается, безумно интересно самой думать, а как можно продемонстрировать все процессы, чтобы и самой убедиться в верности теории))).

      Удалить
  6. Здорово Анна!!! Как всегда увлекательное путешествие в мир обучения и узнавания нового и интересного!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Творческий день! Спасибо за отличные идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, буду рада, если идеи пригодятся!

      Удалить
  8. Замечательный игровой и познавательный день! А какой несет в себе смысл!... Спасибо, Аня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мила, спасибо, да, получилось очень познавательно, и вроде бы немного помогло Артуру разобраться в природных явлениях.

      Удалить

Еще немного зимнего

Праздник снега

Выпал первый снежок и нам захотелось это отпраздновать. И пусть на улице мы наслаждались снегом, но почему бы не насладиться им еще и дома....